Стили речи в деловом общении

Мы по-разному строим общение с друзьями, на работе, в семье. Различны ситуации, в которые мы попадаем, цели, с которыми начинаем общение и речевые средства, которые мы при этом избираем. Здесь будем говорить про общение на работе. Современная деловая женщина должна знать, какие особенности имеет деловой стиль общения, каковы его разновидности. Это поможет не только правильно составить официальный документ, но и выбрать стиль выступления на презентации своего проекта, и остаться интересной деловым партнерам в неофициальной обстановке. Иначе говоря, знание и умение оформлять речь в нужном стиле, поможет деловой женщине оставаться успешной и уверенно продвигаться по карьерной лестнице. Итак, обратим внимание на речевые средства, которые используются в разных ситуациях делового общения.

Официально-деловой стиль используется в деловой переписке, при составлении документов, на деловых совещаниях и переговорах. В таком ключе пишут справки, докладные записки, приказы, заявления, характеристики. Со всем этим сталкивается любая деловая женщина. Деловой стиль требует точности речи, поэтому использует определенные термины: постановление отличается от договора, уведомление от акта. Действия также обозначаются сухими словами: осуществить экспертизу, подготовить отчет, провести аттестацию. Никакого личного мнения, выражения чувств, разговорных выражений – только объективная информация, высказанная коротко и ясно.

Научный стиль в деловом общении используется на конференциях, семинарах и лекциях. От говорящего требуется выражать мысли точно, логично и однозначно. Текст строится в логической последовательности, вместо конкретики – абстрактные слова и понятия, вместо «я» говорят «мы». Даже если деловая женщина нечасто читает лекции или присутствует на симпозиуме, ей иногда приходится пользоваться элементами научного стиля в докладах. Научный стиль сложен для восприятия, поэтому доклады стоит дополнять иллюстрациями либо презентациями.

Публицистический стиль пригодится для любого выступления. Оно может быть устным – это выступление на митинге, речь на собрании, интервью не телевидении или письменным – статья или в газете. С помощью средств публицистического стиля деловая женщина может достучаться до сердец слушателей. Поэтому сообщение должно быть информативным и фактологически точным; реальные факты — подтверждены надежными источниками; информация — доступной для слушателей. Этот стиль допускает эмоциональность, свою оценку, артистизм и юмор. В выступлениях нельзя допускать любые некорректные высказывания и непроверенные сведения – их можно расценить как клевету или компрометацию.

Разговорно-бытовой стиль нельзя отнести к деловому стилю, но его тоже используют в профессиональной среде. Он нужен для личного общения, поэтому эмоционально окрашен. Большая роль в личном общении принадлежит мимике, жестам. Используются просторечные и сокращенные слова, фразеологизмы и междометия. В деловом общении такой стиль возможен в редких неофициальных ситуациях.

Знание норм стилей речи поможет поддерживать имидж делового человека, достигать желаемых результатов в сотрудничестве с партнерами по бизнесу.